Взрослые, отмечает Наталья Солнцева, снимают эти видеоролики “со своей колокольни”, совершенно не подозревая о том, что реакции подростков бывают парадоксальными – часто то, что взрослым мнится страшным, им кажется привлекательным. К тому же талантливые режиссеры делают очень красивый видеоряд – у ребенка обострена тяга к риску, а ему в кино показывают способ, как получить то, что он подсознательно хочет.
Мы призываем вас не отказываться от разговоров с детьми о наркомании и просмотров антинаркотических видеоагитаций, а скорее рекомендуем перевести фокус на то, чтобы дети смогли разглядеть в этом мире то самое лучшее, что задаст направление в их жизни.
Мать Тереза говорила “Я не против войны. Я за мир”
Позитивное направаление мышления снижает риски возникновения негативных ситуаций в жизни. Проще говоря, если ребенок увлечён спортом, музыкой или другим делом, нашёл себя, имеет стремление к росту и развитию, то ему не до наркотиков, или, как минимум, в его окружении не будет наркоманов. Если же ребёнок предоставлен сам себе, и родители, тревожась за его будущее показывают ему антинаркотические видеоролики, большая вероятность, что этого ребенка заинтересует эта тема, которая может стать хоть каким-то увлечением и разнообразием.
Уважаемые родители, на сегодняшний день проблема наркомании имеет колоссальные масштабы как в нашей стране, так и во всём мире. Миллионы людей гибнут от передозировки наркотиками; психических расстройств на фоне употребления (суицид); убийств, совершённых под воздействием наркотических средств.
Как и когда рассказать детям о вреде наркотиков?
Эксперты не советуют родителям запугивать ребенка “страшилками” о наркотиках, тем более, если они не совсем компетентны в этом вопросе, поскольку такая беседа может только навредить. Вместо этого они рекомендуют для дошкольника сочинить сказку, благодаря которой ребенок может научиться различать “добро” и “зло”. Ребенку младшего школьного возраста нужно рассказать о вреде сигарет и алкоголя, только после этого можно затронуть тему наркотиков.
Если родители начинают рассказывать ребенку о наркотиках без соответствующей подготовки, то ребенок из этого разговора вынесет только одно: что наркотики есть и что это интересно, считает директор Института возрастной физиологии РАН, физиолог Марьяна Безруких. Для такого разговора очень важно, чтобы между родителями и детьми сформировались доверительные отношения, полагает она. “Если не выстроены доверительные отношения, если родители не разговаривают с ребенком, то бессмысленно начинать разговоры о вреде”.
К сожалению, чаще всего родители сами не компетентны в вопросах наркотиков, считает руководитель лаборатории психологии детского и подросткового возраста ГНЦ социальной и судебной психиатрии имени Сербского Елена Дозорцева. Готовясь к разговору с ребенком о проблеме наркотиков, родители должны знать: какие виды наркотиков существуют, какой у них механизм действия на организм человека, как наркотики влияют на мозг, к каким результатам это приводит, почему происходит психологическая и физическая зависимость. Безруких напомнила, что возглавляемый ею институт разработал специальную методичку для родителей “Все цвета, кроме черного”, она предназначена для воспитания детей с 1 по 11 классы. Дозорцева также считает, что профилактику наркомании нужно проводить в школе, но не в виде скучных лекций, а в виде ролевых игр и дискуссий между ребятами, поскольку дети склонны больше доверять не взрослым, а сверстникам.
Нужно заводить разговор с того, что опасно что-то пробовать, поскольку иногда зависимость начинается от опробования сигарет или пива, но и таблеток или клея, пояснила Безруких. “Обычно мы начинаем рассказ о маленьком Муке. Это адекватно возрасту ребенка. Маленький Мук попробовал, и у него выросли уши”, — сказала директор института.
Если ребенок растет в благополучной семье и ничего не подозревает о существовании наркотиков, не нужно провоцировать его на этот разговор до тех пор, пока он сам не спросит, полагает Безруких. “Но курение и алкоголь есть повсюду, поэтому нужно начинать говорить о табаке или об алкоголе”, — пояснила она. Главное, выработать во время разговора с ребенком позицию отрицания этих зависимостей, полагает Дозорцева.
Самый опасный возраст для употребления наркотиков — это подростковый возраст, потому что это “возраст проб”, сообщила Дозорцева. Зависимость от психоактивных веществ чаще всего появляется у подростков с низкой самооценкой, они не испытывают заботы со стороны окружающих, чувствуют себя нереализованными, у них отсутствует смысл и цель в жизни, пояснила Безруких.
Все начинается с сигарет и пива
Очень важно, чтобы ребенок узнал о наркотиках не из интернета, не от сверстников, а от родителей, чтобы у него сформировалось отрицательное отношение, считает Дозорцева. “Исследования показывают, что у всех употребление наркотиков начиналось с обычной сигареты, с пива… И нужно предупреждать детей о влиянии этих веществ в первую очередь”, — пояснила врач.
При этом важно учитывать, как сами родители ведут себя по отношению к алкоголю и к сигаретам, отметила Дозорцева. “Понятно, что родителям, которые сами курят с утра и до ночи, сложно объяснить ребенку, что этого не следует делать”, — сказала она.
Любая зависимость — от алкоголя, от табака, от наркотиков — это одинаково плохо, считает Безруких. “Как правило, не бывает только одной зависимости. Потому что первые пробы детей совершаются в возрасте 9-11 лет и они пробуют все”, — сообщила она РИА Новости.
Родителям следует избегать во время беседы с ребенком жаргонных названий наркотиков, которые распространены в интернете, также нельзя рассказывать, как делаются наркотики и где их достают, считает эксперт.
Родители также должны научить свое чадо говорить “нет”, чтобы ребенок мог отказаться от сомнительных предложений, полагает Дозорцева.