Этот тип воспитания характеризуется преувеличенной, мелочной заботой о детях. Дети окружены вниманием, занимают главное место в семье. Родители стараются выполнять их желания, идут навстречу капризам, оказывают помощь и содействие. Детям не предоставляется возможности самостоятельно принимать решения, самостоятельно действовать, справляться с трудностями, преодолевать препятствия. За что бы ни взялся ребенок, его или сразу останавливают, или через некоторое время начинают оказывать ему помощь. При этом очень типичны такие комментарии, как «ты еще маленький, не справишься», «дай я тебе помогу», «подожди, я сделаю это потом сама, ты все испортишь».
Способность детей к самовыражению при таком типе воспитания оказывается резко ограниченной. Встречаясь с трудностями реальной жизни, не имея необходимых навыков их преодоления, они терпят неудачи, поражения. Неспособность самостоятельно справиться с той или иной проблемой приводят к появлению чувства неуверенности в себе и даже развитию комплекса неполноценности. Комплекс неполноценности выражается в заниженной самооценке, недоверии к своим способностям, страхе перед любыми трудностями в жизни.
Такие люди часто склонны к фантазированию на приятные для них темы, они живут в мире воображения, где все проблемы решаются магическим образом. Возникают мысли о собственной исключительности, человек представляет себя в образе популярного героя из просмотренного кино. Совершает необычные поступки, вызывает восхищение своих знакомых и побеждает своих врагов.
Таким образом, создается благоприятная почва для возникновения зависимого поведения – стремление искусственным образом изменить свое психическое состояние для того, чтобы уйти от неприятных размышлений, забыться. Различные вещества с наркотическим эффектом, включая алкоголь, облегчают уход от реальности, а в ряде случаев непосредственно стимулируют сферу воображения, приводят к исчезновению критического отношения к событиям и к самому себе.