На сегодня мы имеем следующий список зависимостей, которые имеют одни и те же причины:
- алкогольная зависимость;
- табачная зависимость;
- наркотическая зависимость,
- игровая зависимость (азартные или компьютерные игры);
- пищевая зависимость (булимия, анорексия);
- информационная зависимость (телевизор, Интернет);
- эмоциональная зависимость (очень сильная любовь, безответная любовь);
- несамостоятельность, нужда в других;
- сильная потребность в интернет-общении (или телефонном общении);
- трудовая зависимость (трудоголизм);
- шопинг-зависимость;
- сексуальная зависимость (в том числе виртуальная).
Все из перечисленных выше зависимостей формируются в детстве, взрослыми, родителями или воспитывающими взрослыми, если ребенок живет не с родителями. И происходит это в детстве примерно с 4-х лет, задолго до того, как ребенок становится способен вступить в какую-либо компанию и пристрастится к вредным привычкам, а именно тогда, когда он очень зависим от родителей и того, чему они его мучают как непосредственно, так и собственным примером.
Откуда ноги растут?
Сама по себе зависимость от вещества или какого-то действия обозначает привязанность к чему-то, что дает человеку возможность чувствовать себя удовлетворенным, не прилагая усилий для достижения удовлетворенности. Иными словами это невротическое поведение, направленное на избежание внутреннего напряжения. В таком случае, человек не осознает, что снятие напряжения или удовлетворение потребности можно достичь здоровыми способами.
Стадии развития зависимости.
Да, зависимость не появляется сразу и из ниоткуда. Зависимость это лишь симптом или то, как перерабатывается внутренний конфликт. Сама зависимость и ее проявления не является причиной, а лишь симптомом! Поэтому, чтобы избавиться от зависимости следует обращаться к психологу за помощью, чтобы найти причину зависимости, а не бороться с самими проявлениями зависимости (т.е. с ее симптомами), что не даст результатов.
И так, зависимость как таковая это вполне нормальное явление и она проходит свои стадии от собственно самой зависимости (или симбиотической связи с матерью) до самодостаточности. Но если на каком-то этапе возникают сложности, то могут начаться патологические процессы, которые как раз таки и приводят к возникновению тех зависимостей, перечисленных нами выше.
Первая стадия развития – младенчество – это стадия полной зависимости ребенка от матери. Затем, по мере роста, все возрастающей возможности обеспечивать удовлетворение потребностей самостоятельно, зависимость от матери уменьшается. Это при правильном воспитании.
И если мать поддерживает ребенка в его стремлении к развитию и отделению от себя, и принимает его без критики в минуты ошибок, то она создает максимально возможную уверенность в ребенке и в том, чтобы он был самостоятельным, познавая полный опасностей мир.
Однако это идеальная ситуация. В реальности так происходит редко. Обычное воспитание часто страдает перекосом в одну или другую сторону. Либо отсутствием поддержки в движении ребенка в мир, либо ограждением ребенка от мира. Таким образом, формирование навыков адаптации к миру задерживаются и нарушается. Таким образом, при нарушениях в воспитании зависимость от матери, как от объекта удовлетворения потребности, не уменьшается, и эта поведенческая привычка – использовать что-то или кого-то для удовлетворения потребностей – переносится на другие объекты или других людей.
Такого рода нарушения в развитии ребенка могут происходить, в основном, по двум причинам:
1 причина – родительская гиперопека.
Когда мама слишком сильно оберегает ребенка от трудностей, у него пропадает стимул развивать свои собственные механизмы для удовлетворения своих потребностей. И тогда взрослеющий ребенок может сталкиваться с тем, что не все в мире подчиняется его требованию так же, как его требованиям подчинялась мама.
Какие тут могут быть последствия?
Когда ребенок окажется в ситуации, (уже привыкший к контролю над матерью) когда он не может контролировать других людей, он начинает чувствовать злость, раздражение, а главное – чувствовать себя неудачником. Потому что рядом с ним другие подростки, воспитанные в более реалистичных условиях, своими собственными навыками добиваются и получают то, что он не может получить: подходящие для себя отношения, творческую самореализацию, удовлетворяющие профессиональные поиски.
Раздражение и неудовлетворенность нарастает и частая вещь, с которой сталкивается подросток – это существующие на «рынке» предложения «для снятия стресса» в виде алкоголя, легких наркотиков, табака. Что приводит часто к тяжелым видам зависимости. И здесь очень важно, чтобы был человек, имеющий авторитет (кто-то из друзей, родитель или психолог).
Гиперопекающие родители, гиперконтролирующие родители ведут себя так не от большого счастья и не от большой радости. Страсть контролировать и опекать – точно такой же показатель зависимости, как и все уже названные мной. Опекающий родитель не занимается своей собственной жизнью постольку, поскольку не знает своих потребностей и не привык на них обращать внимание ввиду собственной низкой самооценки или неумения реализовывать свои потребности.
Контролирующий родитель, жесткий, — это из тех детей, которые не смирились с тем, что мир им не подчиняется. Если брать шире, то склонность к контролю более всего проявляется у людей, чувствующих себя в небезопасности. Только у одних это выражается в форме опеки – мягкой тюрьмы, неочевидной, а у других — в форме жесткой тюрьмы для ребенка, очевидной.
Но, как показывает клиентская практика, чаще всего родители не хотят разбираться в эмоциональных проблемах своего ребенка, просто запрещая ему что-то, лешая его чего-то или просто закрывают глаза на это. Так ведь спокойнее, не правда ли? Но лишь потом, когда ситуация достигает своего критического апогея они обращаются за помощью.
В чем ошибки воспитания?
А ошибки в том, что гиперопекающие родители уверены, что их стиль воспитание идеален, поэтому и проблем быть не может. И, вместо того, чтобы предложить ребенку самостоятельность и поддержать его в этом, начинают его еще больше опекать и контролировать, видя такое состояние своего ребенка.
2 причина – домашнее насилие или игнорирование ребенка родителями.
Насилие бывает четырех видов:
- психологическое;
- физическое;
- сексуальное;
- экономическое.
Все четыре вида насилия приносят одинаковый вред психике ребенка и влияют на его способность адаптироваться к изменяющимся условиям, преодолевать трудности и решать проблемы самореализации и удовлетворения своих потребностей. Прежде всего, потому, что выросший в атмосфере насилия или игнорирования себя ребенок лишен необходимого условия для развития – эмоциональной поддержки, осознания своей ценности. В результате формируется низкая самооценка, неверие в свои силы и страх пробовать.
Таким образом, этот ребенок тоже не может сформировать свои механизмы адаптации к изменяющейся среде и удовлетворения своих потребностей. Он попросту отказывается от их удовлетворения в связи с неимением достаточных ресурсов для их удовлетворения.
Как результат длительного подавления родителями и подавления гнева на родителей, развивается склонность к депрессии и включается тот же сценарий, что и у избалованного ребенка – поиск простых способов почувствовать себя удовлетворенным.
Для здорового человека удовлетворенность возникает благодаря реализованным потребностям. Это ряд базовых биологических потребностей, психологических потребностей, интеллектуальных потребностей, социальных потребностей. Для реализации этих потребностей здоровый человек прилагает усилия, осмысливает стратегию и обретает навыки. Для детей, воспитанных в вышеописанных условиях, такой способ реализации своих потребностей затруднен, поскольку сам механизм научения таким навыкам не натренирован. Поэтому они выбирают более доступные и менее трудоемкие для себя формы почувствовать удовлетворение или отвлечение от неудовлетворенности – различного рода стимуляторы, наркотики, отвлекающие или утешающие факторы. И становятся зависимыми от них.
В итоге, и гиперопекающие родители и те, кто причиняют насилие — не в состоянии контролировать свою собственную жизнь, удовлетворять свои собственные потребности и поэтому занимаются тем, что им больше подвластно до какого-то времени: своими детьми. По моделям зависимого поведения дети обучаются у своих же родителей.
Мы настоятельно рекомендуем прислушаться к этой статье и не терять время на самостоятельные поиски причин, почему Ваши дети зависимы от чего-то, а своевременно обратиться за помощью к специалистам.